Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем (Жан Кокто)
Наташа Казакова
Известный французский писатель, поэт, драматург, художник и кинорежиссёр ХХ века Жан Кокто в своём изречении поднимает вечный философский вопрос о смысле и предназначении искусства. Нельзя не согласиться с Ж. Кокто в том, что искусство является неотъемлемой частью жизни человека, однако вопрос о его роли неоднозначен до сих пор. Данная проблема является актуальной в условиях преодоления духовного, нравственного кризиса.
В учебнике по обществознанию Л.Н. Боголюбова даётся понятие искусству как «специфической формы общественного сознания и человеческой деятельности, представляющей собой отражение действительности в художественных образах». Предмет искусства напрямую зависит от исторической эпохи. Для каждой из них характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Так, с Античности прослеживается понимание искусства как подражания и отражения природы. В эпоху Возрождения его основной задачей стало также и отражение человека как величайшего творения природы. В эпоху классицизма на первый план ставится отражение человеческих типов и воспитательная составляющая искусства, а в век Просвещения искусство воспринимается как «школа нравственности», при которой художник обладает тонким восприятием действительности и в своём творчестве находится вне времени.
Искусство каждой эпохи отражает основную направленность её культуры . Однако сегодня говорить о единой направленности современной цивилизации практически невозможно. Поэтому и новое искусство обретает самые противоречивые и необычные формы, в нём отсутствуют какие-либо строгие каноны и правила. Например, сторонники теории самовыражения понимают искусство как способ выразить свои житейские, даже неэстетические переживания, выплеснуть свои эмоции. А вот в знаково-символической концепции искусство , наоборот, выступает как далеко не всегда понятное и раскрытое для понимания, не всегда способное и желающее быть источником красоты. Ярким тому примером может послужить хеппенинг – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Художественные образы отсылают зрителя не к самой реальности, а друг к другу, выстраивая сложную иерархию скрытых смыслов.
Таким образом, современное искусство выступает против стереотипного мышления и подавления творческой сущности человека. Оно заставляет изменять точку обзора, по-другому смотреть на действительность, переживать, мыслить и быть в поиске смысла.
В учебнике по обществознанию Л.Н. Боголюбова даётся понятие искусству как «специфической формы общественного сознания и человеческой деятельности, представляющей собой отражение действительности в художественных образах». Предмет искусства напрямую зависит от исторической эпохи. Для каждой из них характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Так, с Античности прослеживается понимание искусства как подражания и отражения природы. В эпоху Возрождения его основной задачей стало также и отражение человека как величайшего творения природы. В эпоху классицизма на первый план ставится отражение человеческих типов и воспитательная составляющая искусства, а в век Просвещения искусство воспринимается как «школа нравственности», при которой художник обладает тонким восприятием действительности и в своём творчестве находится вне времени.
Искусство каждой эпохи отражает основную направленность её культуры . Однако сегодня говорить о единой направленности современной цивилизации практически невозможно. Поэтому и новое искусство обретает самые противоречивые и необычные формы, в нём отсутствуют какие-либо строгие каноны и правила. Например, сторонники теории самовыражения понимают искусство как способ выразить свои житейские, даже неэстетические переживания, выплеснуть свои эмоции. А вот в знаково-символической концепции искусство , наоборот, выступает как далеко не всегда понятное и раскрытое для понимания, не всегда способное и желающее быть источником красоты. Ярким тому примером может послужить хеппенинг – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Художественные образы отсылают зрителя не к самой реальности, а друг к другу, выстраивая сложную иерархию скрытых смыслов.
Таким образом, современное искусство выступает против стереотипного мышления и подавления творческой сущности человека. Оно заставляет изменять точку обзора, по-другому смотреть на действительность, переживать, мыслить и быть в поиске смысла.